Квалификация в Формуле 1 – это как отдельный вид спорта. В нем есть свои правила, история, лидеры и аутсайдеры, и, несомненно, своя изюминка. Нередко квалификационные сессии по накалу страстей ни в чем не уступают непосредственно гонкам и становятся настоящим украшением «формульных» уик-эндов. Сегодня предлагаю окунуться в историю и вспомнить самых ярких и влиятельных гонщиков, зарекомендовавших себя специалистами по «достижению результата на отдельно взятом круге». Джентльмены, заводите моторы!
Джим Кларк (Jim Clark)
2-кратный чемпион мира завоевал 32 поул-позишн, приняв участие всего в 72-х Гран-При. При этом всю свою карьеру Кларк выступал за Лотус. Еще как минимум одну-две возможности завоевать титул он потерял из-за трагедии во время заезда Формулы 2 в 1968-м в Хоккенхайме, которая оборвала его жизнь.
Хуан Мануэль Фанхио (Juan Manuel Fangio)
У Фанхио особый статус в истории Формулы 1 благодаря 5-ти победам в чемпионатах мира (при этом гонщик выступал за 4 разные команды). Аргентинец стартовал в 51-й гонке и завоевал первое место на старте в большей половине из них, а именно в 29-ти. Еще одна интересная цифра из его спортивной биографии – 48 раз Хуан Мануэль в начале гонки находился на первой линии стартовой решетки. Рекорд Фанхио по количеству побед в чемпионатах «продержался» 46 лет и только недавно был побит Михаэлем Шумахером.
Найджел Мэнселл (Nigel Mansell)
Побывав в 32-х авариях за 191 гонку, завоевав чемпионский титул в 1992-м, Мэнселл 32 раза был самым быстрым на квалификациях, находясь на третьем месте в истории по количеству самых быстрых кругов, четвертом по количеству побед (31) и пятом по выигранным «поулам».
Мика Хаккинен (Mika Hakkinen)
«Летучий финн» едва не погиб в последнем Гран-При сезона 1995г., когда врезался в стену во время свободной практики. Но он нашел в себе силы восстановиться после страшной аварии и вернуться в кокпит, чтобы продолжить карьеру и 26 раз не видеть перед собой никого из соперников на старте. В итоге Хаккинен одержал победы в 20 гонках из 165 и стал 2-кратным чемпионом мира. Чего стоит только появление молодого финна на звездном олимпе Формулы 1, когда он, заменив в Лотусе «депортированного» Майкла Андретти (далеко не последнего человека в мире автоспорта), переиграл на квалификации своего звездного напарника Айртона Сенну (!!!) в Португалии. Следует добавить, что все свои победы и «поулы» Хаккинен завоевал во время выступления за МакЛарен. Блистательная карьера финна в «серебряных стрелах» продолжалась 9 лет.
Михаэль Шумахер (Michael Schumacher)
Красный Барон установил рекорд по количеству завоеванных поул-позишн за карьеру, 68 раз возглавив пелетон на старте. За 16 сезонов в Первой формуле немец 7 раз выигрывал титул чемпиона, включая 5 за Феррари. Великий и ужасный :), Михаэль победил в 91-м Гран-При, опережая ближайшего преследователя по этому показателю, Алена Проста, на 40 гонок. Многие его ненавидят за поведение на треке, вспомнить хотя бы умышленное столкновение с Дэймоном Хиллом в 94-м, благодаря которому был выигран первый титул в Беннетоне, или попытку выбить с трассы Жака Вильнева в 97-м (нужно заметить, неудачную, чемпионом в том году стал именно канадец). Да и на квалификационных сессиях Шумахер старший не был пай-мальчиком – в 2006-м на Гран-При Монако он умышленно «блокировал» претендентов на улучшение его результата в конце отведенного времени. Тем не менее Михаэль Шумахер останется в истории «королевы автоспорта» великолепным гонщиком и великим чемпионом. А что касается рекорда в квалификациях, то был один человек, который мог в свое время достичь цифры, неподвластной даже немцу. Это - ...
Айртон Сенна (Ayrton Senna)
Сенна был предыдущим рекордсменом по выигранным «поулам» с 65-ю победами в квалификациях. И, как и Шумахер, был кумиром для миллионов болельщиков по всему миру. Почитаемый за свой «страстный» стиль вождения и стремление к победе, бразилец подарил успех Лотусу перед тем, как завоевать 3 титула за МакЛарен. Его вражда с напарником по команде Алленом Простом, результатом которой первый поворот любой гонки содержал больше интриги, чем все последующие события, давно стала легендой. И никто не забудет, как в 1988-м в Монако Сенна, круг за кругом улучшая свой результат, в итоге был быстрее Проста на 2 секунды… это был тот редкий случай, когда равные соперники выступали на одинаковых автомобилях, и зрители видели войну мастеров вождения, а не бюджетов команд. «Внезапно я почувствовал, что управляю автомобилем только благодаря инстинктам, а не сознанию. Я испугался, - признался тогда Сенна. – Я медленно заехал на пит-лейн и больше тем вечером никуда не выходил». Он заплатил слишком большую цену за свой талант, когда на огромной скорости попал в аварию в повороте Тамбурелло на Гран-При Сан Марино в 1994-м.
Jonathan Symcox / Eurosport
|